Профилактика семейного неблагополучия

Региональная карта помощи(сексуальное насилие, торговля людьми)

20.11.2023

Как не стать жертвой домашнего тирана

16.05.2023

 

 

Как не стать жертвой домашнего тирана? Что делать, если в Вашей семье уже имеет место насилие?

Если сложилась критическая ситуация, то постарайтесь незамедлительно покинуть квартиру.
Попросите соседей, которым Вы больше других доверяете, чтобы они вызывали милицию, если услышат из Вашей квартиры крики.
В случае же, если Вы не можете выйти из квартиры, необходимо:
запереться в ванной с телефоном и попытаться вызвать милицию;
позвонить друзьям или соседям и попросить их прийти на помощь;
открыть окна, попытаться привлечь внимание прохожих;
если Вам удалось попасть на лестничную площадку, то звоните во все двери, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, это может остудить нападающего, а у Вас будут свидетели в случае, если вы обратитесь в милицию.
Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, постоянные финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
низкий уровень культуры, образования;
негативные семейные традиции;
нежелательный ребенок;
умственные или физические недостатки ребенка;
Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников.

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством России как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семьёй сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

свернуть

В семье без насилия!

17.05.2023
Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования, но не всем удается ее сохранить.
развернуть

Предупреждение насилия в семье

В Республике Беларусь пока нет отдельного закона о предотвращении домашнего насилия. Международные документы, применимые на территории Беларуси, имеют декларативный характер. Нормы Уголовного кодекса и кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях направлены не на предупреждение, а на ликвидацию последствий случившегося, и начинают действовать после факта совершения насилия. Белорусское государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь до факта совершения насилия на этапе его предотвращения.

На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

Конституция Республики Беларусь;
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
Гражданский Кодекс Республики Беларусь;
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании».
Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.)

За совершение насилия в семье предусмотрена ОТВЕСТВЕННОСТЬ, в том числе и уголовная.

Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легких телесных повреждений (статья 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наказывается вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и близких.

За истязание родных, то есть умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев к наказанию до пяти лет лишения свободы осуждается более 500 семейных «скандалистов».

Насилию, сопряженному с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения (наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок) подвергаются примерно 120 потерпевших, более 350 – насилию с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения (наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет).

Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.

Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните, каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно.

свернуть

Профилактика суицидального поведения у детей

Профилактика суицидального поведения у детей
Самоубийство является одной из серьезных проблем современного общества, актуальность которой характерна для стран с совершенно разными социально-экономическими условиями, культурными и религиозными традициями. Имеющиеся данные показывают, что каждый год из жизни добровольно уходят почти полмиллиона землян. Суицидально опасными являются три возраста: юношеский (15 – 24 года), средний (45 – 50 лет) и старческий – после 70 лет. Суицид рассматривается как ведущая причина смерти не только в Республике Беларусь, но и во всех странах мира.

Одними из наиболее суицидально опасных возрастов являются подростковый и юношеский, когда происходит формирование сексуально-ролевой идентификации, особо остро переживаются неразделенная любовь, конфликты с друзьями, родителями, школьные проблемы. Клинико-эпидемиологические исследования показывают, что у детей суицид занимает 10-е место среди причин смерти, а в подростковом возрасте он представляет собой значительно большую проблему. Суициды обусловливают примерно 12 % обшей летальности в детско-подростковой возрастной группе. В возрастной группе от 15 до 25 лет завершенный суицид стоит на втором - третьем месте среди причин смерти.

По мнению психологов, в 10 % случаев суицидальное поведение ребенка имеет цель покончить с собой, в 90% – суицидальное поведение подростка – это стремление привлечение к себе внимания. Иногда эти попытки ребенка привлечь к себе внимание взрослых таким страшным образом заканчиваются «благополучно» и не выходят за границы домашнего круга, оставаясь вне поля зрения специалистов. Следует отметить, что среди подростков и юношей у 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, а 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.

В большинстве случаев суициды совершают вполне нормальные дети. Так среди общего числа совершающих суициды лишь 20% детей, которые относятся к группе психически больных, остальные 80% – психически здоровы.

Основные понятия и классификация суицидального поведения

Под суицидом понимаются два разно-порядковых явления: во-первых, индивидуальный поведенческий акт, умышленное лишение себя жизни конкретным человеком; во-вторых, относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей добровольно уходят из жизни. Не признается суицидом лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствий (невменяемость, дети в возрасте до пяти лет), и в этом случае фиксируется смерть от несчастного случая.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта; в снятии эмоционального напряжения; в уходе от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение — термин, обозначающий все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь.

Суицидальная попытка или парасуицид – не закончившееся смертью намеренное самоповреждение или самоотравление

Человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности называется суицидентом.

Существует множество классификаций суицидального поведения, различающим его по причинам, стадиям, мотивам и другим основаниям.

Одна из известных классификаций суицидального поведения представлена в фундаментальном социологическом труде Э. Дюркгейма «Le Suiside» (1897). В своей работе автор показывает, что не существует никакой императивной связи между индивидуальными состояниями, такими как психические болезни, алкоголизм и тому подобных, и суицидом.

Э. Дюркгейм выделяет три типа самоубийства: 1) «эгоистическое», обусловленное конфликтом, формирующимся в связи с неприемлемостью для конкретного индивида социальных требований, норм поведения, навязываемых человеком обществу; 2) «альтруистическое», совершаемое ради блага других людей; 3) «анемическое», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями.

Типичной социальной причиной так называемого «эгоистичного» самоубийства в социальных обществах является ослабление социальных связей и индивидуальная изоляция. Характерная черта его – меланхолия, парализующая любую деятельность человека. Жизнь для человека лишается смысла, и расстаться с ней ничего не значит. К этому типу относятся самоубийства, совершаемые по религиозным мотивам, или из-за неблагополучных семейных взаимоотношений (например, потеря супруга или ребенка, неудачный брак и др.).

Эгоистическому самоубийству противопоставляется альтруистическое самоубийство. В этом случае для человека индивидуальная жизнь имеет малое значение. Наиболее часто встречаемые мотивы альтруистического самоубийства – желание освободить семью от «лишнего рта» или самоубийства неизлечимо больных, не желающих быть обузой родственникам.

Еще одной разновидностью самоубийств является «анемическое» самоубийство, причиной которого Дюркгейм считал «общественную анемию», которая заключается в слабости социальных барьеров и недостаточном общественном регулировании и контроле. Анемическое самоубийство совершает, как правило, человек разочарованный, доведенный до отчаяния. Это люди, внезапно вырванные из привычных условий, не способные адаптироваться к новым условиям. Например, непризнанные поэты; знаменитости, на которых прошла мода; люди, которые по каким-либо причинам не способны достичь поставленной цели и др. Противоположностью анемического самоубийства является так называемое «фаталистическое» самоубийство, причина которого слишком сильная социальная регламентация и контроль.

Стадии и мотивы суицидального поведения

Психологическими составляющими суицидального мышление являются: суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения.

Пассивное суицидальное мышление характеризуется представлениями, фантазиями на тему своей смерти. В целом это стадия вопросов о смерти и смысле жизни. В этот период наблюдается снижение адаптационных способностей личности, что может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д. Именно тогда начинают формироваться суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. При этом значение таких высказываний, как правило, недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Иногда это бывают едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Активной формой суицидального мышления являются суицидальные замыслы, когда продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называется пресуицидальным (пресуицидом). Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды.

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Она в своем развитии проходит две фазы: обратимости и необратимости. Исходя из суицидальной попытки и ее фаз, можно в каждом конкретном случае решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на самоубийство.

Таким образом, суицид можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом.

Одной из сложных проблем психологии суицидального поведения является анализ его мотивов.

В основе самоубийства лежит социально-психологическая дезадаптация в условиях межличностного конфликта и значительно реже — выражение претензии личности к обществу. В свою очередь, процессы, происходящие в обществе, отражаются на характере межличностных отношений. Как свидетельствует опыт других стран, катализатором учащения суицидов и суицидальных попыток выступает экономическая нестабильность, приводящая к росту нищеты, безработице, усилению преступности, нервно-психических и психосоматических расстройств, ослаблению традиционных семейных связей, социальной апатии масс, отчужденности и пр. Частота самоубийств в обществе рассматривается как индикатор состояния психического здоровья и социального благополучия населения.

Опрос студентов, пытавшихся покончить жизнь самоубийством, выявил, что в 85% случаев мотивом этого поступка был тот факт, что они больше не видели в своей жизни никакого смысла; при этом 93% из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей; они активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть довольными своими академическими успехами и личной жизнью.

Парадокс самоубийства заключается в том, что прекращение жизни наполняется для самоубийцы морально-психологическим смыслом. Если бы самоубийство не обретало смысл, как все другие поведенческие акты, то оно и не было бы убийством себя, т.е. осознанным личностным поступком. При этом детско-подростковые и молодежные самоубийства представляют собой совершенно самостоятельную и весьма серьезную проблему – отчасти потому, что они часто решаются уйти из жизни в результате конфликтов с родителями, учителями, друзьями, сверстниками и возлюбленными. Изучение специфики детско-подростковых и молодежных суицидов позволило ученым выделить пять основных типов личностного смысла их самоубийств: «протест», «призыв», «избежание», «самонаказание» и «отказ».

Смысл суицидов «протеста» заключается в непримиримости ребенка с какой-то ситуацией или явлением, в желании наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

Смысл суицидов «протеста» заключается в непримиримости ребенка с какой-то ситуацией или явлением, в желании наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

Суицидальное поведение типа «призыва» направлено на то, чтобы активизировать реакции окружающих, обратить на себя их внимание, вызвать своей смертью их сочувствие, сострадание.

При суицидах «избегания» (избегание стыда, позора, выставления на общее обозрение, общее посмешище, наказания или страдания),– смысл заключается в устранении себя от непереносимой угрозы чувству собственного достоинства.

«Самонаказание» можно определить как протест ребенка во внутреннем плане при своеобразной оппозиции двух «Я» – «Я – судьи» и «Я – подсудимого» – внутренний конфликт личности. Причем моральный смысл суицидов «самонаказания» имеет разные оттенки в случаях уничтожения в себе своего же «врага» (так сказать по «приговору судьи») и в случаях «искупления вины» – вины не своего «другого Я», – а собственной, полностью и безраздельно принимаемой.

В суицидах типа «отказа», цель самоубийства и мотив поведения почти совпадают, когда ребенок, отчаявшись противостоять невыносимым с его точки зрения жизненным коллизиям и не находя сил противостоять этому, не видя смысла своего дальнейшего существования намеренно уходит из жизни, «подписывая акт о капитуляции».

Одной из сложных задач как для родителей и педагогов, так и для специалистов, является определение мотивов суицидального поведения подростков.

В качестве основных мотивов суицидального поведения специалисты выделяют:

- изоляцию (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Безусловно, выделение этих мотивов далеко не исчерпывает все причинные факторы, обусловливающие суицидальное поведении. Так особенностью детско-подросткового и молодежного возраста является особое понимание смерти, которая не осознается как бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет. Отсутствие у детей знания о конечности, необратимости смерти сближает, по мнению ряда исследователей, суицид с несчастным случаем.

В подростковом возрасте представления о смерти больше совпадают с аналогичными у взрослых. Отличительной особенностью данного периода 13 является повышенный интерес подростков к теме смерти, размышления о смысле жизни, увлечение философскими проблемами этого направления. Чаще это встречается у лиц с высоким интеллектом.

На формирование суицидальных мыслей и совершение суицидальных действий может повлиять ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению ребенка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели.

В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. (70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты).

Конфликты с окружающими, выполняют, как правило, роль «последней капли». Поводом к покушению на самоубийство служат неурядицы в различных сферах жизни детей. При этом нечасто удается обнаружить какой-то изолированный, локализованный в одной из сфер жизни суицидальный конфликт. Такие конфликты возникают у детей во всех сферах его жизни, и конфликты эти взаимосвязаны. Наиболее значимы для ребенка конфликты с родителями. Семейные сложности часто создают ситуации, когда ребенок остро переживает свое одиночество.

Одним из ведущих причинных факторов детско-подросткового суицида является школьная дезадаптация, проявляющаяся в неудовлетворительной успеваемости, нарушениях дисциплинарных требований, конфликтных отношениях с учителями и одноклассниками. В условиях стандартных требований, ребенок, обнаруживающий эмоциональные или интеллектуальные особенности, находится под постоянным прессингом школьного режима. Состояние хронической неуспешности, сопровождаемое сниженным настроением, постепенно переходящее в депрессию, нередко формирует суицидальные мысли, в определенный момент реализующиеся в действия.

Не редкостью среди детей и подростков является самоубийство от несчастной (или неразделенной) любви. К отчаянному поступку подростков побуждают переживания ревности, одиночества и потери любимого человека, унизительность измены, насмешки знакомых и близких людей по этому поводу.

Одним из факторов, обусловливающим суицидальное поведение подростка является, склонность ребенка к подражательности своим «кумирам» или известным людям, покончившим жизнь самоубийством.

Сложные ситуации и события, болезненно переживаемые подростками, заставляющие резко переоценивать отношение к жизни и порождающие чувство бессмысленности дальнейшего существования рассматриваются как кризисные состояния. Они характеризуется выраженной аффективной напряженностью, стойкостью отрицательных эмоций, острым чувством собственной несостоятельности, безысходности, беспомощности, одиночества, безнадежности, пессимистической оценкой как настоящего, так и будущего, утратой способности планировать свою дальнейшую жизнь. Этому способствуют изменения в познавательных процессах и мышлении, возникающих под влиянием все подчиняющих себе эмоций. На фоне пессимистических представлений и восприятия окружающего наблюдается искажение воспринимаемой информации, затрудняется способность к объективной оценке ситуации. Ощущение неразрешимости ситуации обостряет эмоциональную подавленность, мыслительную растерянность, представление о безысходности своего положения. Исходом из кризиса может быть как благоприятный выход из него (личность приобретает новый жизненный опыт, происходит ее дальнейшая зрелость), так и неблагоприятное развитие событий: в форме возникшего нервно-психического или психосоматического заболевания, алкоголизации, самоубийства.

Основные принципы профилактики суицидов

Профилактика суицидального поведения – одна из важных и сложнейших проблем нашего общества. Сочетания микро-социальных (социально-психологических) причин и индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающие суицидальные формы реагирования на психологически трудные обстоятельства, предполагают индивидуализацию работы, особенно с учащимися группы риска.

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
- прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";

- косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";

- много шутит на тему самоубийства;

- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки. Подросток может:
- раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;

- демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде - есть слишком мало или слишком много;
во сне - спать слишком мало или слишком много;
во внешнем виде - стать неряшливым;
в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
замкнуться от семьи и друзей;
быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
- проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:
- социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

- живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

- предпринимал раньше попытки суицида;

- имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

- перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

- слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
Родителям можно рекомендовать:

ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют
Самоуби́йство, суици́д (от лат. sui caedere — убивать себя) — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Парасуицид - несмертельное умышленное самоповреждение. Термин объединяет весь класс несмертельных суицидальных действий или действий с низкой суицидальной вероятностью.

Типичным перед совершением суицидальной попытки является «Предсуицидальный синдром» - психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев, наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях. Предсуицидальный синдром характеризуется: - пассивными суицидальными мыслями - суицидальными замыслами (продумывание способов, времени, места) - суицидальными намерениями (присоединение к замыслу волевого компонента). Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Различают следующие виды суицида:

Демонстративный. Данный вид суицидального поведения не предполагает настоящего намерения лишить себя жизни. Часто попытка совершается с расчётом, что человека успеют спасти. Целью такого поведения могут являться: стремление привлечь к себе внимание, желание разжалобить кого-либо, стремление избежать наказания за что-либо.
Стоит помнить, что даже демонстративная попытка может, в силу особых условий (неосторожность, стечение обстоятельств), завершиться смертельным исходом.

Аффективный. При таком типе поведения суицидальная попытка совершается на высоте аффекта (эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся высокой интенсивностью), который может продолжаться от нескольких секунд до нескольких часов.
Истинный. О таком виде суицидального поведения можно говорить, когда имеется действительное, постепенно вынашиваемое желание покончить с собой.
Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:

Предыдущая (незаконченная) попытка суицида. По данным некоторых источников процент достигает 30%.
суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
суициды в семье
алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25 - 30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов, Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии ( психопатологические синдромы).
хронические или смертельные болезни;
тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери.
семейные проблемы: уход из семьи или развод.
Распознавание суицида: профилактика

Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. «Почему он устремил свою силу и ум на разрушение этой силы и этого ума?» Этот вопрос задают почти все, кто был знаком с жертвой самоубийства.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

«Если бы я только знал, что она замышляла самоубийство! Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье!» — восклицают близкие. И все же почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их.

Признаки готовящегося суицида:

Суициду предшествует особое эмоциональное состояние, представляющее собой сочетание чувства изоляции (меня никто не понимает, я никому не интересен), беспомощности, безнадежности и собственной незначимости (стыд, ощущение некомпетентности, сниженная самооценка). Этот комплекс переживаний подталкивает пациента к поиску решения. Поскольку ситуация выглядит неразрешимой, единственным вариантом больному видится суицид – окончательный уход из жизни, прекращение существования, как способ устранить тягостные мысли и чувства.

Истинному суициду предшествует подготовительный период. Обычно продолжительность этого периода составляет несколько суток, реже пациенты вынашивают намерение покончить с собой в течение нескольких лет. В это время больные обдумывают сложившуюся ситуацию, анализируют события, подтолкнувшие их к решению покончить с собой, и рассматривают возможные последствия суицида. Пациенты выбирают способ ухода из жизни, определяют способ, время и место, планируют последовательность действий.

За обдумыванием и планированием следуют практические действия по «приведению в порядок» своей жизни. Больные, спланировавшие суицид, раздают долги, убирают квартиру, сортируют документы, пишут завещание, просят прощения у врагов, наносят визиты друзьям, дарят окружающим какие-то ценные вещи на память. Пациенты становятся спокойными и умиротворенными, отрешенными от существующей реальности. Такое изменение поведения, особенно при наличии тяжелых неразрешенных проблем, ранее вызывавших ярость, чувство беспомощности и другие подобные переживания, можно рассматривать в качестве своеобразных маркеров готовящегося суицида.

Больные нередко оставляют предсмертные записки, в которых объясняют причины суицида, просят прощения или обвиняют кого-то в своем уходе из жизни. Непосредственно перед самоубийством многие пациенты принимают душ, совершают акты мочеиспускания и дефекации и надевают чистую одежду. Некоторые создают условия для своевременного обнаружения тела – дают знакомому ключи от квартиры, просят зайти в определенное время, не закрывают дверь и т.д.

Деятельность по профилактике суицида должна быть сфокусирована на следующих направлениях:

круглосуточная неотложная телефонная помощь;
образовательные программы для населения, направленные на знание признаков кризисного состояния и возможного суицида у себя и близких;
образовательные программы для медицинских работников, направленные на знания признаков суицидоопасных состояний (скрытые депрессии, посттравматическое стрессовое расстройство, наркологические заболевания);
активное выявление и наблюдение за лицами из группы суицидального риска (особенно за совершившими суицидальные попытки, прямо или косвенно угрожающими совершить суицид);
психологическое консультирование населения (возможно анонимное);
кризисные центры, в которых будут осуществляться психотерапевтические и реабилитационные программы;
поддерживающая терапия, для прошедших реабилитацию;
преемственность между различными специалистами, работающими с данной проблемой
создание групп само– и взаимопомощи;
снятие табу с темы смерти.
Терапевтическая тактика определяется, прежде всего, психическим состоянием клиента. Если в основе суицида лежат психотические (психопатологические) механизмы, то терапевтические мероприятия направлены на патогенетическое лечение основного заболевания. Кризисная психотерапия осуществляется в индивидуальной, семейной и групповой формах.

Основными задачами кризисной терапии являются:

Кризисная поддержка, включающая:
установление терапевтического контакта
раскрытие суицидоопасных переживаний
мобилизацию психологических механизмов защиты
заключение терапевтического договора.
Кризисное вмешательство, включающее:
рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы
выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса
коррекцию неадаптивных установок
активизация терапевтической установки
Расширение адаптивных возможностей
тренинг неопробованных способов адаптации
выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок

свернуть

Памятка для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

ПАМЯТКА для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:

внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
сильная реакция испуга или отвращение в связи с физической близостью определенного взрослого;
отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:

Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
Нельзя садиться в чужую машину.
Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
Нельзя задерживать на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).

Во всех областях республики и в г.Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи по «Телефонам доверия».

Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

Номера телефонов

службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь

Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)

Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)

Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)

Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)

Могилевская область: г. Могилев 80222 71- 11-61 (круглосуточно)

г. Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)

для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»

Минская область: 8017 270-24-01 круглосуточно, 8029 899-04-01 круглосуточно

Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр—нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.

свернуть

Статья 159 Уголовного Кодекса Республики Беларусь "Оставление в опасности"

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ!
НЕДОПУСТИМО ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА.

ВЫ НЕСЕТЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ

Обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия. Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159

Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

«ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ»
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи -наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, - наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается  арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Ни в коем случае не оставляйте малышей без присмотра! Уголовным кодексом Республики Беларусь за оставление детей без помощи в опасной для жизни ситуации предусмотрены арест или ограничение свободы. Но даже самое строгое наказание не вернет жизнь.

Фактом преступления является жизнь и здоровье человека, находящегося в опасном для жизни состоянии. Состояние является опасным для жизни, когда без необходимой и немедленной помощи может наступить смерть потерпевшего.
Под опасным для здоровья состоянии следует понимать угрозу причинения существенного вреда здоровью потерпевшего, т.е. тяжкие, менее тяжкие и легкие телесные повреждения с кратковременным расстройством здоровья.
Объективная сторона. Совершение преступления, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 159 УК РБ выражается в бездействии – лицо, которое заведомо сознает нахождение потерпевшего в опасном состоянии и может оказать помощь, не оказывает ее, совершение этого преступления может выразиться и в несообщение надлежащим учреждениям и лицам о необходимости оказания помощи человеку, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии.
Если лицо имело возможность оказать помощь, устраняющую опасность, но ограничилось сообщением о существующей опасности, то уголовная ответственность не исключается. Важным условием уголовной ответственности является отсутствие риска для жизни и здоровья лица, оказывающего помощь, или других лиц.
Преступление имеет место с момента не оказания помощи потерпевшему (считается оконченным). Наступление последствий не влияет на квалификацию. Однако учитывается при назначении наказания виновному.
Субъективная сторона оставления в опасности характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что потерпевший находится в опасном для жизни и здоровья состоянии, и ему необходима нетерпящая неотлагательная помощь, которую это лицо может оказать и желает бездействовать.
Субъектом по ч. 1 ст. 159 УК РБ может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159, является лицо, на котором лежит обязанность заботиться о потерпевшем. Обязанность заботиться о потерпевшем может основываться на законе. Такая обязанность может вытекать из брачно-семейных отношений, например, забота родителей о малолетних детях и т.д., а также из служебных и профессиональных обязанностей.
Ч. 3 ст. 159 УК РБ предусматривает ответственность за заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние. Поэтому субъектом по ч. 3 может быть только лицо, виновно поставившее другое лицо в опасное состояние. Преступление имеет место с момента невыполнения обязанности по оказанию помощи потерпевшему после поставления его в опасное для жизни или здоровья состояние.
В тех же случаях, когда в результате оставления в опасности лицом, возникшей по его вине, наступила смерть или телесное повреждение, ответственность должна наступать по ч. 3 ст. 159 и статьям УК в зависимости от совершенного преступления.
С субъективной стороны (по ч. 3 ст. 159) постановление в опасное для жизни или здоровья состояние характеризуется косвенным умыслом либо неосторожностью, как в виде неосторожности или небрежности. Если при проставлении в опасность, то ответственность должна наступать за покушение, либо оконченное более тяжкое преступление.

свернуть

Центр здоровья подростков и молодёжи

Консультации для родителей

                      НЕДОПУСТИМО ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА.

ВЫ НЕСЕТЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ! 

За последние  месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.

Обязанность законных представителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

За оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ. Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь: «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни  или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

Уважаемые родители! Ни в коем случае не оставляйте несовершеннолетних детей без присмотра! Уголовным кодексом Республики Беларусь за оставление детей без помощи в опасной для жизни ситуации предусмотрены арест или ограничение свободы. Но даже самое строгое наказание не вернет к жизни Вашего ребенка.

 

Официальное разъяснение

Кодекса Республики Беларусь о браке и семье

от 09 июля 1999 г. № 278-З (в редакции от 12 декабря 2013 г. № 84-3)

 

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей.

Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права  и законные интересы ребенка, а также, если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию  или содержанию, либо совершает правонарушения).

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними, дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, злоупотребление своих родительских прав, жестокое обращение с детьми оказывает вредное воздействие на детей, которое может привести к лишению родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону,  также не могут быть опекунами, попечителями или усыновителями

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей.

Отобрание ребенка без лишения родительских прав и передача на его на попечение органа опеки и попечительства может произойти в том случае, если оставление ребенка у лиц, которых он находится, опасно для него. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним и нуждающимися в помощи нетрудоспособным совершеннолетним детям, средства на их содержание взыскиваютсяс родителей в судебном порядке.

Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

свернуть

Нормативные документы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. N 22

 

О ПРИЗНАНИИ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

 

В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (прилагается).

2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.

3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в силу.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.

 

 Закон Республики Беларусь О правах ребёнка

 Декрет №18 от24.11.2006г. "О дополнительных мерах по осударственной защите детей в неблагополучных семьях"

 

Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении от15 января 2019 года № 22

свернуть